Одним из ключевых вопросов заказчиков контрактного производства сегодня является тема маркировка продукции – БАД к пище.
Как же подготовиться к маркировке БАД заказчикам, нашим клиентам?
Давальческая схема
Классическая схема
Обязательная маркировка товаров – это возможность исключить контрафактную продукцию и отследить цепочку поставок от производителя.
28 февраля 2023 года в России завершился эксперимент по маркировке БАД, который включал в себя нанесение кодов, перемещение и продажи.
Правительство РФ 31 мая 2023 года утвердило правила маркировки биологически активных добавок к пище, которые вступят в силу уже с 1 сентября 2023 года.
Как подготовиться к маркировке БАД производителям?
Весь процесс обязательной маркировки БАД для производителей разделен на несколько временных этапов:
С 1 октября 2023 года производители и импортеры БАД обязаны будут наносить на свои товары средства идентификации и сообщать об этом в систему маркировки «Честный ЗНАК».
1. Необходимо зарегистрироваться на сайте "Честный ЗНАК".
Далее нужно выбрать нужную товарную категорию и отправить заявку, после чего с вами свяжутся сотрудники ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Также понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) первого лица компании на носителе Рутокен. УКЭП может быть оформлена на ИП и генерального директора, действующего от юридического лица без договоренности, подпись получается в ФНС. Для этого нужно подать заявление на выдачу сертификата, приобрести физический носитель для записи сертификата и ключей ЭП: USB-токен, который сертифицирован ФСБ или ФСТЭК, а далее необходимо лично посетить налоговую с паспортом, СНИЛС и USB-токеном.
2. Нужно подготовиться к маркировке продукта:
- Подключить электронный документооборот (ЭДО);
- Приобрести оборудование, настроить процессы заказа и нанесения кодов Data Matrix, подачи информации об их нанесении и вводе в оборот.
С 1 марта 2024 года основные игроки рынка: и производители, и импортеры, и дистрибьюторы, оптовики и розничные представители должны будут подавать информацию в систему «Честный ЗНАК» о выводе из оборота БАД.
С 1 мая 2024 года производители, оптовики, импортёры и розница должны будут вести объёмно-артикульный учёт (ОАУ) БАД. Это передача сведений в «Честный ЗНАК» о партиях товаров: код товара (GTIN) и количество в штуках. ОАУ дает возможность проследить путь партии товара от конвейера до полки магазина.
С 1 сентября 2025 года все участники оборота БАД, включая маркетплейсы, аптеки в обязательном порядке должны будут вести поэкземплярный учет товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Универсальный передаточный документ (УПД) понадобится наполнять кодами каждой единицы товара, передавать эти сведения контрагентам и в «Честный ЗНАК» через сервисы ЭДО.
В УПД указывают:
- По какому договору поставили товар или оказали услугу;
- Дату, когда отгрузили товар или оказали услугу;
- Перечень товаров или услуг;
- Выделенный НДС.
Требования к упаковке БАД
Что касается требований к упаковке БАД, то для нанесения маркировочного кода на этикетке или крышке необходима небольшая поверхность площадью 10×10 мм и белый фон. Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода Data Matrix.
- Код товара GTIN из 14 цифр.
- Индивидуальный серийный номер из 13 символов.
- Код проверки из 4 символов, обеспечивающий проверку оригинальности кода маркировки.
Рекомендуемый диапазон размеров элементов Data Matrix, составляющий двумерный штриховой код,- от 0,255 до 0,680 миллиметра. Размер средства идентификации должен соответствовать требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008.
Необходимо также помнить, что БАД должен иметь свидетельство о государственной регистрации (СГР), которое отображается в Едином реестре и ТН ВЭД.
Следите за нашими статьями, и вы узнаете много полезной информации по маркировке БАД и не только для себя и своего бизнеса! Все интересующие вас вопросы можете задать в разделе FAQ.
Маркировка товаров, в том числе БАД, в системе «Честный знак» имеет четкую и большую цель – защитить потребителей от фальсифицированной продукции. Поэтому система предоставляет такую возможность покупателям приобретаемого товара.
Знак обязательной маркировки размещается на упаковке, этикетке, ярлыке или на самом товаре. Он включает в себя информацию о произведенной продукции и о ее движении: кто, когда и где её изготовил. Помимо этого, можно узнать об основных характеристиках продукта: срок годности, состав, сертификаты, патенты, стандарты и регламенты соответствия и др.
Всю информацию конечный потребитель может получить с помощью приложения «Честный знак», заранее скачав его через App Store или Google Play, либо через Госкан (от приложения Госуслуги). Необходимо отметить, что просто через камеру смартфона вы не сможете проверить товар!
Вы, как покупатель, в случае обнаружения контрафактной продукции имеете право через приложение сообщить о нарушениях. В качестве бонуса партнерами будет предложен вам утешительный приз. Функционал «Честного знака» также позволяет и распознавать экомаркировку и любые другие значки, нанесенные на упаковку. С их помощью вы сможете проверить имеют ли нанесенные символы документальное подтверждение. Более подробно о значках на упаковке и требованиях к этикетке БАД вы можете прочитать по ссылке: https://bhlab.ru/blogs/lenta/company/expert/kolonka-eksperta-kontrol-kachestva/.
И главный вопрос: как определить, что перед вами проверенная продукция?
1. Положительный статус
2. Нейтральный статус
3. Отрицательный статус
БАД. Не является лекарственным средством!
«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства.»