Обязательная маркировка товаров – это возможность исключить контрафактную продукцию и отследить цепочку поставок от производителя.
28 февраля 2023 года в России завершился эксперимент по маркировке БАД, который включал в себя нанесение кодов, перемещение и продажи.
Правительство РФ 31 мая 2023 года утвердило правила маркировки биологически активных добавок к пище, которые вступят в силу уже с 1 сентября 2023 года.
Как подготовиться к маркировке БАД производителям?
Весь процесс обязательной маркировки БАД для производителей разделен на несколько временных этапов:
С 1 октября 2023 года производители и импортеры БАД обязаны будут наносить на свои товары средства идентификации и сообщать об этом в систему маркировки «Честный ЗНАК».
1. Необходимо зарегистрироваться на сайте "Честный ЗНАК".
Далее нужно выбрать нужную товарную категорию и отправить заявку, после чего с вами свяжутся сотрудники ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий).
Также понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) первого лица компании на носителе Рутокен. УКЭП может быть оформлена на ИП и генерального директора, действующего от юридического лица без договоренности, подпись получается в ФНС. Для этого нужно подать заявление на выдачу сертификата, приобрести физический носитель для записи сертификата и ключей ЭП: USB-токен, который сертифицирован ФСБ или ФСТЭК, а далее необходимо лично посетить налоговую с паспортом, СНИЛС и USB-токеном.
2. Нужно подготовиться к маркировке продукта:
- Подключить электронный документооборот (ЭДО);
- Приобрести оборудование, настроить процессы заказа и нанесения кодов Data Matrix, подачи информации об их нанесении и вводе в оборот.
С 1 марта 2024 года основные игроки рынка: и производители, и импортеры, и дистрибьюторы, оптовики и розничные представители должны будут подавать информацию в систему «Честный ЗНАК» о выводе из оборота БАД.
С 1 мая 2024 года производители, оптовики, импортёры и розница должны будут вести объёмно-артикульный учёт (ОАУ) БАД. Это передача сведений в «Честный ЗНАК» о партиях товаров: код товара (GTIN) и количество в штуках. ОАУ дает возможность проследить путь партии товара от конвейера до полки магазина.
С 1 сентября 2025 года все участники оборота БАД, включая маркетплейсы, аптеки в обязательном порядке должны будут вести поэкземплярный учет товаров, которые подлежат обязательной маркировке. Универсальный передаточный документ (УПД) понадобится наполнять кодами каждой единицы товара, передавать эти сведения контрагентам и в «Честный ЗНАК» через сервисы ЭДО.
В УПД указывают:
- По какому договору поставили товар или оказали услугу;
- Дату, когда отгрузили товар или оказали услугу;
- Перечень товаров или услуг;
- Выделенный НДС.
Требования к упаковке БАД
Что касается требований к упаковке БАД, то для нанесения маркировочного кода на этикетке или крышке необходима небольшая поверхность площадью 10×10 мм и белый фон. Код маркировки является буквенно-числовой последовательностью, преобразованной в формат двумерного штрихового кода Data Matrix.
- Код товара GTIN из 14 цифр.
- Индивидуальный серийный номер из 13 символов.
- Код проверки из 4 символов, обеспечивающий проверку оригинальности кода маркировки.
Рекомендуемый диапазон размеров элементов Data Matrix, составляющий двумерный штриховой код,- от 0,255 до 0,680 миллиметра. Размер средства идентификации должен соответствовать требованиям национального стандарта РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008.
Необходимо также помнить, что БАД должен иметь свидетельство о государственной регистрации (СГР), которое отображается в Едином реестре и ТН ВЭД.
Следите за нашими статьями, и вы узнаете много полезной информации по маркировке БАД и не только для себя и своего бизнеса! Все интересующие вас вопросы можете задать в разделе FAQ.
«Умей подчиняться закону, дисциплине, порядку... Умение подчиняться... законам — высшее выражение свободы.»