Биологические активные добавки к пище являются вторым наиболее распространенным сегментом на аптечном рынке. В динамике категория БАД растет на протяжении последних 2-3 лет двухзначными темпами.
В 2023 года только аптечные продажи БАД составили около 127 млрд рублей, или 415 млн упаковок. Так, прирост составил 13,1% относительно 2022 года.
Стратегия продвижения БАД сменилась на «профилактику и комплексную терапию». На фоне повышения ценности здоровья БАД продвигались как полезные и важные для рациона.
Так, Правительство РФ в нынешнем году вынесло на рассмотрение возможность врачам выписывать пациентам БАД в качестве профилактики различных видов заболеваний. Минздраву и Роспотребнадзору поручат задачу по разработке перечня биоактивных добавок (БАД), доступных к назначению врачом на приеме.
Планируется, что документ вступит в силу с 1 сентября 2024 года, а отдельные пункты станут действительны с 1 марта 2025 года. Поправки будут внесены в закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Назначение БАД медработниками будет прописано и в законе «Об основах охраны здоровья» (№ 323-ФЗ от 21.11.2011): дополнительную часть 17 собираются внести в статью 37 (организация оказания медицинской помощи) этого закона.
Предполагается, что критерии внесения БАД в список установит правительство в зависимости от качества и пользы продукции, при этом товарам российского производства будет отдан приоритет. Кроме того, будет разработан список заболеваний, при которых назначается такая продукция, и перечень факторов риска, сопутствующих приему БАД.
В 2023 году сформировался рейтинг наиболее покупаемых БАД по классификаторам:
- БАД, действующие на организм в целом;
- БАД, действующие на пищеварительную систему;
- БАД, влияющие на функции центральной нервной системы;
- БАД, применяемые при заболеваниях костной системы;
- БАД, влияющие на репродуктивную систему.
Также хочется отметить, что наибольший прирост из топ-5 к 2022 году продемонстрировала категория БАД, которая используется при заболеваниях костной системы (+23,8%).
При этом максимальный темп прироста был отмечен у следующих групп:
- БАД, влияющие на функцию желез внутренней секреции (+70,55%);
- БАД при отравлениях и интоксикациях (+52%);
- БАД, поддерживающие функцию иммунной системы (+30,5%).
Что касается 2024 года (рассматривается период январь-май), то в рублевом эквиваленте отмечается рост рынка относительно аналогичного периода 2023 года. Однако, период 2024/2023 отстает от темпов роста 2023-2022: например, в 2024 году в мае прирост аптечного рынка БАД увеличился на 6,7% в денежном выражении, а в аналогичный период в 2023 – на 20,3%.
Необходимо отметить, что рост рынка в деньгах не означает рост рынка в натуральном выражении. Так, аптечные продажи БАД в упаковках снижаются, такая тенденция может быть связана с повышением доверия к другим каналам продаж, например, маркетплейсам.
Только у Wildberries в категории витаминов и БАД в 2022 году было представлено более 40 тысяч наименований товаров от более чем 3 тысяч продавцов. Объем продаж в 2023 году там составил около 9,5 млрд руб. (прирост +64%).
На маркетплейсе Ozon также широкий ассортимент «Витаминов и БАД»: 55 тыс. SKU, и категория продемонстрировал рост на 46%, достигнув значение в 14,7 млрд руб.
Таким образом, среди основных типов товаров аптечного ассортимента у категории БАД доля eCom одна из самых высоких – 24,3% от общей ёмкости аптечного рынка биодобавок по итогам 2023 года (без учёта СТМ).
Надеемся, что вам понравятся наши полезные рецепты блинчиков, и вы обязательно поделитесь ими со своими родными и близкими. Приятного аппетита!